Вас приветствует учитель начальных классов Козицина Светлана Вячеславовна МБОУ "Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова" п.Коноша Архангельская область
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)

вторник, 13 августа 2013 г.

Раннее развитие

Раннее развитие – польза или зло?



Автор: Анна Кудрявцева

Современный мир предъявляет к людям все более высокие требования, и хорошее образование – это основа взрослой успешной жизни. Руководствуясь принципом «много знаний не бывает», большинство родителей стремится начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Азбуке и счету, чтению и письму, пению и рисованию принято теперь учить малышей уже чуть ли не с пеленок. Популярными и востребованными у родителей являются развивающие классы при детских садах, кружки и студии, разного рода школы развития.

Понятно, что каждый родитель желает лучшего своему ребенку, однако в этом вопросе есть много разных аспектов, которые и хочется обсудить в этой статье.


Человек – существо социальное

Когда человек гармонично развит, то легко и просто адаптируется в обществе. Он адекватно себя ведет по отношению к окружающим, находит верный выход в нестандартных ситуациях, умеет находить общий язык с самыми разными людьми. В общем, такая личность достаточно легко поддерживает разного рода социальные контакты, вызывая в большинстве случаев уважение к себе и живой человеческий интерес. Но для того чтобы из малыша вырос развитый взрослый, необходимо, чтобы процесс его воспитания и формирования протекал правильно.
Так как же такую личность воспитать?

Когда, в какой период развития ребенок начинает ощущать себя существом социальным?

Когда он учится подчиняться или подчинять – взаимодействовать с другими людьми?

Когда он учится объективно оценивать себя как личность, иначе говоря, определяет свое собственное место в человеческом обществе?

Период до шести лет

Это тот самый ответственный период жизни человека, когда малыш бессознательно определяется со своим местом по отношению к другим людям в человеческом обществе. Определяется в зависимости от врожденных свойств. Именно от врожденных, а никак не от приобретенных, – надуманных, навязанных стереотипами, обществом или средствами массовой информации. То есть исходя только и исключительно из тех качеств, которыми наделила его природа.

Ранг животного в стае, как и ранг человека в человеческом обществе (то есть то место, которое он в нем занимает по отношению к другим людям), в первую очередь зависит именно от врожденной видовой роли. Именно она определяет, кто из стаи самый главный, а кто должен подчиняться, то есть диктует человеку бессознательное ощущение его места в обществе.
Где подобное может происходить?

Только в одном месте – в детских коллективах, то есть, чаще всего, в детских садах. И конкретно за детскими играми. Потому так важно вовремя отдавать ребенка в сад, а не держать его в оранжерейных, стерильных от его сверстников, домашних условиях. Только в детском саду ребенок может научиться ранжироваться – определять свое место по отношению к другим людям.Детские коллективы – это маленькие звериные стаи

В них еще не привнесены культурные запреты. Правильно и вовремя развитые нижние вектора не позволят взрослеющему ребенку сорваться с катушек в бурный период гормонального всплеска – в период пубертата.Потому что настоящими сдерживающими поведение факторами могут быть только внутренние. Внешние ограничивающие рычаги всегда недолговечны, да и требуют постоянного контроля извне, что достаточно сложно, а порой и вообще невозможно. Потому что нельзя постоянно контролировать, водя за руку взрослую или взрослеющую личность (то есть водить-то за руку можно, но не долго – срыв все равно неизбежен). Разве что изолировать.

Встречались ли вам грустные жизненные истории, когда в период пубертата у подростка, как говорится, «срывало крышу», то есть когда он вел себя как полнейший социальный неадаптант? Все вокруг говорят: «Непонятно, что произошло, был такой хороший мальчик, и вдруг стал пить, курить, попал в плохую компанию». Всё дело в том, что в период полового созревания подростка обязательно «выкидывает» в нижние вектора. Насколько он может с этим справиться, зависит от развитости нижних векторов, адаптивности в коллективе. Если ребенка «выбрасывает» в нижние вектора, а опереться там не на что, ситуация может стать плачевной.

Кто виноват? Безусловно, на этом этапе развития ребенка – родители. Возможно, они по каким-то своим причинам в детском возрасте изолировали ребенка от детского коллектива, проще говоря, не отдали его в детский сад. Такой ребенок не научился ранжироваться и в дальнейшем ему будет весьма трудно адаптироваться в обществе. Возможно, они делали упор на развитие исключительно верхних векторов, чем обычно грешат родители с векторами из квартели информации. Ребенок занимался в художественной школе, музыкальной, изучал несколько иностранных языков, но времени поиграть во дворе с ребятами у него не было. Не было также времени заниматься спортом, что всегда благотворно влияет на нижние вектора, развивая их.
Как развивать правильно?

Во всем нужен здравый баланс, ведь родители хотят, чтобы их дети были счастливыми, психически выносливыми, здоровыми. Обучение рисованию, ораторскому искусству, пению и тому подобным кажутся на первый взгляд очень важными умениями, но занятия исключительно этим не развивают нижние вектора ребенка.

Делая упор на развитие верхних векторов, мы лишаем ребенка самого главного – возможности играть (то есть учиться ранжироваться) в детском коллективе (то есть в стае).

Поэтому все хорошо в меру: развивать ребенка нужно, но важно не переусердствовать! Крайности в этом деле опасны – вы можете нанести ущерб всей его последующей жизни.

Следует помнить, что детский коллектив предназначен именно для игры. И одна из важнейших составляющих правильного развития – это возможность участвовать в групповых играх в таком коллективе. В период до шести лет она гораздо важнее, чем все уроки музыки или пения – все эти занятия категорически не должны мешать ребенку возможности играть. Здесь он учится взаимодействовать с другими людьми, быть частью группы. А это одни из самых главных навыков, которые он только может приобрести для дальнейшей успешной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий