Наш проект
Тема проекта: Традиции моей семьи
Цель проекта: проанализировать, какие семейные традиции существуют в вашей семье.
Тема проекта: Традиции моей семьи
Цель проекта: проанализировать, какие семейные традиции существуют в вашей семье.
В процессе работы над проектом мы выясним понятия, что такое семья, семейные традиции. В процессе поиска совместно с родителями научимся работать с дополнительной литературой, общению, работать в команде.Постараемся ответить на важные вопросы:
· Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
· Стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам (или вашему мужу) с детства?
Проблемный вопрос: Почему нужно хранить традиции своей семьи?
Прочитайте стихи о семье
Презентация для учащихся №1
Презентация для учащихся №2
Презентация для учащихся №3
Презентация №4
Буклет для родителей
Начинаем работу!
1 шаг - Делимся на группы
1. Литераторы (чтение художественной литературы, в которой упоминаются семейные традиции.) Пересказ на уроках внеклассного чтения.
2. Историки (выяснить понятие «родословное дерево». Можно ли с помощью «родословного дерева» узнать о семейных традициях?) Выступление на уроках окружающего мира.
3. Филологи (узнать лексическое значение слов: семья, традиции). На уроках русского языка.
2 шаг - Задания для учащихся
Нарисовать «родословное древо»
Выяснить у родителей, какие семейные традиции существуют в их семьях
Проследить по древу о семейных традициях
Оформить собранный материал (презентация, на листе ватмана, в виде альбома, кто как сможет)
Подготовить выступление по плану:
1. Опираясь на древо, какие семейные традиции существуют.
2. Продолжаете ли вы эти традиции?
3. Расскажите об одной самой интересной традиции вашей семьи.
4. Почему нужно хранить традиции своей семьи?
Для всех участников проекта опрос по теме
"Традиции моей семьи"
Пожалуйста, заполните её!
Методические рекомендации для
родителей на тему
«Заботливому родителю»
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической
поддержки личности, так и источником психической травмы и
связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:
неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями,
отклонениями в поведении.
В семье формируется
отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.
Овчарова Р.В. в книге «Психологическое сопровождение
родительства» определяет воспитательный потенциал
семьи, прежде всего через детско-родительские отношения.
Психологи, и все
другие специалисты, в той или иной степени
связанные с проблемами семейных отношений, никогда не отрицали тот факт, что
самое сложное в семье — это сложившаяся система родительских отношений. Психологи постоянно сталкиваются в своей
практике с жалобами родителей на
трудности во взаимоотношениях со своими детьми. За страхами и переживаниями родителей, жалобами на детей чаще всего
кроются чрезмерная опекающая позиция родителей и стремление давать
советы и рекомендации без понимания истинных потребностей ребенка. Родители не понимают, что в основе их жалоб лежит стремление
ребенка быть независимым, избежать
ненужной опеки. Фразы «Я хочу только
добра» или «Я лучше знаю, что надо делать» заставляют ребенка поступать прямо противоположно пожеланиям матери или отца. Неумение родителей
строить отношения с ребенком с
позиций сотрудничества и дружбы приводит
к доминированию над ним, а стремление ребенка к самостоятельности провоцирует конфликтные ситуации. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные»
дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся
отношений в семье.
Причинами
неэффективного родительского отношения могут быть:
·
педагогическая и психологическая неграмотность
родителей;
·
ригидные стереотипы воспитания;
·
личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
·
влияние особенностей общения в семье на отношения
родителя с ребенком.
Все эти искажения
родительского отношения могут быть исправлены с помощью различных
психологических технологий.
Мировая практика
психологической помощи детям и их родителям
показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный
стиль общения в семье.
Основные черты
этого стиля определились в результате огромной работы
психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической
психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно
центрированным», то есть, ставящим в
центр внимания личность того
человека, с которым ты сейчас общаешься.
Как отмечает Розенблюм
М.Р. в своей книге «Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе» - «С детства нас учили читать, писать, считать и множеству других полезных вещей, но никто, похоже, никогда не учил нас быть родителями».
Воспитание
родителей — это, прежде всего накопление
знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.
Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействия между людьми. Воспитание родителей — в
большей степени просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю.
Хямяляйнен, 1993).
Одними из основных направлений деятельности педагога – психолога ЦДиК
являются:
·
Психологическое
консультирование
·
Психологическое
просвещение
Психологическое просвещение — это
приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей,— и детей к психологическим
знаниям.
Основной смысл
психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить
воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями
благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать
и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать
потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с
ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить
учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достичь
понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском
учебно-воспитательном учреждении.
Формы
психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы,
семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно
всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других
специалистов.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические
знания давать в качестве средства решения
жизненных проблем.
Суть психологического
консультирования состоит в том, чтобы психолог,
пользуясь своими специальными профессиональными, научными
знаниями, создал условия для другого человека (родитель,
педагог, ребенок), в которых он переживет свои новые
возможности в решении его психологических задач.
Психологическое
консультирование исходит из следующего предположения: с помощью специально
организованного процесса общения у клиента (человека, нуждающегося в помощи)
актуализируются дополнительные психологические силы и способности (личностные
ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной
ситуации. Консультирование, как одна из форм работы, используется в любой
области, где присутствует психологическое знание (проф консультирование,
организационное консультирование, педагогическое консультирование). Однако
наиболее широкой сферой его применения является помощь людям, обратившимся к
консультанту по поводу своих семейных и личных проблем
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности
психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога
критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого
человека.
Использование
различных методических пособий как источника практических рекомендаций
применяется в таких формах консультирования как:
·
психолого-педагогическое
консультирование (предоставление
психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и
рекомендаций относительно педагогических проблем; обычно проводится с учителем
или родителем)
·
психологическое консультирование (по поводу
сугубо психологических проблем:
неблагополучия и противоречий в семейных
взаимоотношениях, личностных особенностях клиента и общающихся с ним людей).
II. Содержательная часть.
Стратегической целью ЦДиК на 2005 – 2008
гг. является обеспечение полноценного психологического здоровья участников
образовательного процесса посредством создания
целостной системы психолого – медико – педагогического сопровождения.
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей. Одной из них является педагогическая модель, базирующаяся на
гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит
профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные,
дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение
психолого-педагогической культуры родителей, расширение и
восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в
процесс социального воспитания детей. Для этого используются
различные формы работы.
Сочетание теоретических знаний, их
закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к
реальным трудностям семейного
воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Для
удовлетворения потребности родителей в приобретении
знаний и практических навыков, которые помогают лучше общаться с
детьми, на базе ЦдиК создается банк методических рекомендаций. В рамках просвещения родителей педагогом –
психологом Баранцевой Н.Н. на основе различной психологической литературы была
создана целая серия буклетов и брошюр под названием «Заботливому родителю».
Цель: Психолого – педагогическое
сопровождение родителей как участников образовательного процесса (включая,
воспитательный и учебный процессы).
Задачи:
·
Обеспечить
психологическую поддержку родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
•
Повысить
психолого - педагогическую компетентность родителей как участников
образовательного процесса.
•
Повысить
воспитательную активность родителей как участников образовательного процесса.
Объект: Детско –
родительские отношения
Субъект: уровень
родительской компетентности в вопросах детско – родительских отношений.
Субъекты поддержки: Центр
диагностики и консультирования и методическое объединение психологов.
Исполнитель: педагог –
психолог ШЦДиК Баранцева Н.Н.
Содержание методического материала.
Разработанные
мною буклеты и брошюры серии «Заботливому родителю», посвящены вопросам воспитания детей преимущественно
дошкольного и младшего школьного возраста. В данной серии практических
рекомендаций рассматриваются вопросы,
связанные с выбором правильных воспитательных позиций родителей, в доступной
форме, приводятся конкретные воспитательные методы, приемы и техники. Также в буклетах и брошюрах предлагаются
конструктивные способы выхода из конфликтов, приемы организации совместной
деятельности родителя и ребенка, включая организацию индивидуальной учебной
деятельности.
Разработка представленных методических пособий была построена с учетом существенного
аспекта психологического
просвещения учителей и родителей - ознакомление
их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической
поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Приводимые практические рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществляться такая работа.
Психологическая
поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения
между детьми и взрослыми. При недостатке
или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологическая
поддержка — это процесс:
·
в котором взрослый
сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью
укрепления его самооценки;
·
который помогает ребенку поверить
в себя и свои способности;
·
который помогает ребенку избежать
ошибок;
·
который поддерживает ребенка при
неудачах.
Для
того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно,
придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того
чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка,
взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и
поощрении того, что он делает.
Выпуск №1
«Воспитание - не дрессура или Безусловное
принятие ребенка» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Буклет содержит следующую
информацию:
·
принципы
безусловного принятия ребенка родителями;
·
причины,
мешающие принимать ребенка, безусловно;
·
правила проявления негативных чувств родителя.
Выпуск № 2 –
брошюра «Как слушать ребенка? Или секреты активного слушания» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
2).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
рекомендации
и советы родителям по применению метода активного слушания для установления
доверительных отношений и создания ситуации принятия родителями ребенка.
Выпуск № 3 - брошюра «12 помех на пути активного
слушания ребенка»
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
типичные
ошибки, затрудняющие активное слушание.
Выпуск № 4 - буклет «Помощь родителей. Осторожно!» (см. ПРИЛОДЖЕНИЕ
4).
Буклет содержит
следующую информацию:
·
советы
родителям по развитию у ребенка самостоятельности в деятельности;
·
правила,
способствующие развитию самостоятельности ребенка;
·
характеристику
психологического закона Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
Выпуск № 5 –
буклет «Что стоит делать с самим собой?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Буклет содержит
следующую информацию:
·
развитие
самоконтроля и саморегуляции у ребенка;
·
правила
развития ответственности.
Выпуск № 6 –
буклет «Если не хочет?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Буклет содержит
следующую информацию:
·
трудности
и конфликты взаимодействия родителя с ребенком;
·
ошибки,
допускаемые родителями при взаимодействии с ребенком;
·
рекомендации
по избеганию конфликтов принуждения и негативных эмоций при взаимодействии с
ребенком.
Выпуск № 7 –
брошюра «Как уменьшить возможность появления отрицательных чувств» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
7).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
профилактика
негативных чувств ребенка;
·
правила
поддержания бесконфликтной дисциплины.
Выпуск № 8 –
брошюра «Как разрешить конфликт?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
характеристика
конфликтной ситуации;
·
неконструктивные
и конструктивные способы разрешения конфликтов.
Выпуск № 9 –
брошюра «Детское непослушание» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
причины
нарушений поведения детей;
·
советы
родителям по осознанию причин непослушания;
·
советы
по оптимизации методов воспитания.
Выпуск № 10 –
брошюра «Делать уроки …без стресса» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
Брошюра содержит
следующую информацию:
·
советы
и правила для родителей в организации учебной деятельности ребенка.
III.
Процессуальная часть.
Основные формы работы:
Групповые и
индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях и круглых столах, семинары для родителей,
лекции, презентации.
Основные методы и приемы работы:
·
Словесные
(объяснение, беседа, пояснение)
·
Наглядные
(показ, образец способа действия, методические пособия)
IV.
Заключение.
В
нашем обществе существует дефицит психологических знаний, слабо развита психологическая
культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей
его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях,
переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели,
учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно
бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих
воспитанников, учеников. В педагогических коллективах часто случаются различные
конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение
и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить,
посочувствовать и пр.
Это же можно сказать и о многих родителях,
которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его
понять. В свою очередь, повышение
уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в
вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских
отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального
развития детей.
Перед
практическим психологом образования стоит очень важная задача - повышать уровень психологической культуры
всех тех людей, которые работают с детьми.
Разработанные на
основе изучения и анализа многочисленной психологической и педагогической литературы
методические рекомендации могут использоваться педагогами – психологами
образовательных учреждений в просветительской работе с родителями с целью
профилактики нарушений детско – родительских отношений и повышения психолого –
педагогической грамотности родителей.
Информация, содержащаяся в буклетах и брошюрах
серии «Заботливому родителю», будет полезной для педагогов – психологов в
консультативной работе с родителями.
Кроме того,
представленные методические разработки могут широко использовать в своей педагогической и воспитательной
деятельности классные руководители и воспитатели образовательных учреждений. А
главное, все мы, независимо от своей принадлежности к той или иной
профессиональной деятельности и социальному слою общества, религиозной конфессии
являемся РОДИТЕЛЯМИ.
Литература.
1.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.
Как? /Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238
с, ил.
2.
Методическая газета для педагогов –
психологов «Школьный психолог»./ М.: Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2003 –
2007.
3.
Методическая газета для родителей
«Родительская газета»./ М.: Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2003 – 2005.
4.
Овчарова Р.В. Психологическое
сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
5.
Практическая психология образования /
Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных
учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
6.
Розенблюм М.Р.
Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе/М.Р. Розенблюм. М.: ЧеРо, 2007. 352 с,
ил.
7.
Самоукина Н.В. Практический психолог в
школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд – во Института
Психотерапии, 2005. – 244 с.
8.
Шапарь В.Б. Практическая психология.
Психодиагностика отношений между родителями и детьми. /В.Б.Шапарь – Ростов – на
- Дону: Феникс, 2006. – 432 с. (Психологический факультет).
9.
Эйдимиллер Э.Г., Добряков И.В.,
НикольскаяИ.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. Пособ. Для
врачей и психологов. Изд. 2 –е, испр. И доп. – СПб.: Речь, 2006, 352 с., илл.
10.
Энциклопедия домашнего психолога. Автор
– составитель Нагоркина О.В. /М.: Изд – во «ОЛМА - ПРЕСС», 2000. - 540 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий