Вас приветствует учитель начальных классов Козицина Светлана Вячеславовна МБОУ "Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова" п.Коноша Архангельская область
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)

пятница, 14 сентября 2012 г.

Традиции моей семьи проект


Наш проект 
Тема проекта: Традиции моей семьи
Цель проекта: проанализировать, какие семейные традиции существуют в вашей семье.

В процессе работы над проектом мы выясним понятия, что такое семья, семейные традиции. В процессе поиска совместно с родителями научимся работать с дополнительной литературой, общению, работать в команде.Постараемся ответить на важные вопросы:

· Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
· Стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам (или вашему мужу) с детства?

Проблемный вопрос: Почему нужно хранить традиции своей семьи?
Прочитайте стихи о семье
Презентация для учащихся №1
Презентация для учащихся №2
Презентация для учащихся №3
Презентация №4
Буклет для родителей
Начинаем работу!
1 шаг - Делимся на группы
1. Литераторы (чтение художественной литературы, в которой упоминаются семейные традиции.) Пересказ на уроках внеклассного чтения.
2. Историки (выяснить понятие «родословное дерево». Можно ли с помощью «родословного дерева» узнать о семейных традициях?) Выступление на уроках окружающего мира.
3. Филологи (узнать лексическое значение слов: семья, традиции). На уроках русского языка.

2 шаг - Задания для учащихся
Нарисовать «родословное древо»
Выяснить у родителей, какие семейные традиции существуют в их семьях
Проследить по древу о семейных традициях
Оформить собранный материал (презентация, на листе ватмана, в виде альбома, кто как сможет)
Подготовить выступление по плану:
1. Опираясь на древо, какие семейные традиции существуют.
2. Продолжаете ли вы эти традиции?
3. Расскажите об одной самой интересной традиции вашей семьи.
4. Почему нужно хранить традиции своей семьи?


Для всех участников проекта опрос по теме
"Традиции моей семьи"

Пожалуйста, заполните её!




Методические рекомендации для родителей на тему
 «Заботливому родителю»
(серия буклетов и брошюр)


I. Концептуальная основа.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоцио­нально-психологической поддержки личности, так и источником пси­хической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболе­ваниями, отклонениями в поведении.
В семье фор­мируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жиз­ни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих де­тей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное вос­питание индивидуально, и потому его невозможно заменить никаки­ми суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.
Овчарова Р.В. в книге «Психологическое сопровождение родительства» определяет воспитательный потенциал семьи, прежде всего через детско-родительские отношения.
Психологи, и все другие специалисты, в той или иной степени связанные с проблемами семейных отно­шений, никогда не отрицали тот факт, что самое сложное в семье — это сложившаяся система родительских отноше­ний. Психологи постоянно сталкиваются в своей практике с жалобами родителей на трудности во взаимоотношениях со своими детьми. За страхами и переживаниями родителей, жалобами на детей чаще всего кроются чрезмерная опекающая позиция родителей и стремление давать советы и рекомендации без понимания истинных потребностей ребенка. Родители не понимают, что в основе их жалоб лежит стремление ребенка быть независимым, избежать ненужной опеки. Фразы «Я хочу только добра» или «Я лучше знаю, что надо делать» заставляют ребенка поступать прямо противоположно по­желаниям матери или отца. Неумение родителей строить отношения с ребенком с позиций сотрудничества и дружбы приводит к доминированию над ним, а стремление ребенка к самостоятельности провоцирует конфликтные ситуации. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невоз­можные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложив­шихся отношений в семье.
Причинами неэффективного родительского отношения могут быть:
·         педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
·         ригидные стереотипы воспитания;
·         личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в об­щение с ребенком;
·         влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Все эти искажения родительского отношения могут быть исправ­лены с помощью различных психологических технологий.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы вос­питания вполне разрешимы, если удается восстановить благо­приятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате ог­ромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практи­ков. Один из основателей гуманистической психологии — изве­стный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр вни­мания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Как отмечает Розенблюм М.Р. в своей книге «Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе» - «С детства нас учили читать, писать, считать и множеству других полезных вещей, но никто, похоже, никогда не учил нас быть роди­телями».
Воспитание родителей — это, прежде всего накоп­ление знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.
Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семей­ной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака, кото­рые являются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми. Воспитание роди­телей — в большей степени просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю. Хямяляйнен, 1993).
Одними из основных направлений  деятельности педагога – психолога ЦДиК являются:
·                Психологическое консультирование
·                Психологическое просвещение
Психологическое просвещение — это приобщение взрос­лых — воспитателей, учителей, родителей,— и детей к пси­хологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заклю­чается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) попу­ляризировать и разъяснять результаты новейших психоло­гических исследований;
3) формировать потребность в пси­хологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, само­воспитания;
5) достичь понимания необходимости практи­ческой психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть са­мыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, под­борка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно пригла­шать других специалистов.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства реше­ния жизненных проблем.
Суть психологического консультирования со­стоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными профессиональными, научными зна­ниями, создал условия для другого человека (родитель, педагог, ребенок), в которых он пере­живет свои новые возможности в решении его психологических задач.
Психологическое консультирование исходит из следующего предположения: с помощью специально организованного процесса общения у клиента (человека, нуж­дающегося в помощи) актуализируются дополнительные психологические силы и способности (личностные ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты вы­хода из трудной жизненной ситуации. Консультирование, как одна из форм рабо­ты, используется в любой области, где присутствует психологическое знание (проф                     консультирование, организационное консультирование, педагогическое консуль­тирование). Однако наиболее широкой сферой его применения является помощь людям, обратившимся к консультанту по поводу своих семейных и личных про­блем
Критерием эффективности этого вида профессиональной дея­тельности психолога является появление у другого человека но­вых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности мо­жет быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека.
Использование различных методических пособий как источника практических рекомендаций применяется в таких формах консультирования как:
·         психолого-педагогическое консультирование (предоставление психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогичес­ких проблем; обычно проводится с учителем или родителем)
·         психологическое консультирование (по поводу сугубо психо­логических проблем: неблагополучия и противоречий в семейных взаимоотношениях, личностных особенностях клиента и общающихся с ним людей).

II. Содержательная часть.

Стратегической целью ЦДиК на 2005 – 2008 гг. является обеспечение полноценного психологического здоровья участников образовательного процесса посредством создания целостной системы психолого – медико – педагогического сопровождения.
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей. Одной из них является педагогическая модель, базирующаяся на гипотезе недостатка педа­гогической компетентности родителей. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родите­лей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направ­лена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семей­ного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу роди­тельской компетентности.
Для удовлетворения потребности родителей в приобретении знаний и практических навыков, кото­рые помогают лучше общаться с детьми, на базе ЦдиК создается банк методических рекомендаций.  В рамках просвещения родителей педагогом – психологом Баранцевой Н.Н. на основе различной психологической литературы была создана целая серия буклетов и брошюр под названием «Заботливому родителю».

Цель: Психолого – педагогическое сопровождение родителей как участников образовательного процесса (включая, воспитательный и учебный процессы).
Задачи:
·         Обеспечить психологическую поддержку родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
         Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей как участников образовательного процесса.
         Повысить воспитательную активность родителей как участников образовательного процесса.
Объект: Детско – родительские отношения
Субъект: уровень родительской компетентности в вопросах детско – родительских отношений.
Субъекты поддержки: Центр диагностики и консультирования и методическое объединение психологов.
Исполнитель: педагог – психолог ШЦДиК Баранцева Н.Н.

Содержание методического материала.

Разработанные мною буклеты и брошюры серии «Заботливому родителю», посвящены  вопросам воспитания детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста. В данной серии практических рекомендаций рассматриваются  вопросы, связанные с выбором правильных воспитательных позиций родителей, в доступной форме, приводятся конкретные воспитательные методы, приемы и техники.  Также в буклетах и брошюрах предлагаются конструктивные способы выхода из конфликтов, приемы организации совместной деятельности родителя и ребенка, включая организацию индивидуальной учебной деятельности.
Разработка представленных методических пособий была построена с учетом существенного аспекта психологичес­кого просвещения учителей и родителей - ознаком­ление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в се­мье и школе благоприятного психологического климата.
Приводимые практические рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществлять­ся такая работа.
Психологическая поддержка — один из важнейших фак­торов, способных улучшить взаимоотношения между деть­ми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекват­ной поддержки ребенок испытывает разочарование и скло­нен к различным проступкам.
Психологическая поддержка — это процесс:
·         в котором взрослый сосредоточивается на позитив­ных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепле­ния его самооценки;
·         который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
·         который помогает ребенку избежать ошибок;
·         который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педаго­гам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведе­ние ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитив­ной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Выпуск №1 «Воспитание  - не дрессура или Безусловное принятие ребенка» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Буклет содержит следующую информацию:
·           принципы безусловного принятия ребенка родителями;
·           причины, мешающие принимать  ребенка, безусловно;
·           правила  проявления негативных чувств родителя.
Выпуск № 2 – брошюра «Как слушать ребенка? Или секреты активного слушания» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         рекомендации и советы родителям по применению метода активного слушания для установления доверительных отношений и создания ситуации принятия родителями ребенка.
Выпуск № 3  - брошюра «12 помех на пути активного слушания ребенка» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         типичные ошибки, затрудняющие активное слушание. 
Выпуск № 4  - буклет «Помощь родителей. Осторожно!» (см. ПРИЛОДЖЕНИЕ 4).
Буклет содержит следующую информацию:
·         советы родителям по развитию у ребенка самостоятельности в деятельности;
·         правила, способствующие развитию самостоятельности ребенка;
·         характеристику психологического закона Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
Выпуск № 5 – буклет «Что стоит делать с самим собой?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Буклет содержит следующую информацию:
·         развитие самоконтроля и саморегуляции у ребенка;
·         правила развития ответственности.
Выпуск № 6 – буклет «Если не хочет?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Буклет содержит следующую информацию:
·         трудности и конфликты взаимодействия родителя с ребенком;
·         ошибки, допускаемые родителями при взаимодействии с ребенком;
·         рекомендации по избеганию конфликтов принуждения и негативных эмоций при взаимодействии с ребенком.
Выпуск № 7 – брошюра «Как уменьшить возможность появления отрицательных чувств» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         профилактика негативных чувств ребенка;
·         правила поддержания бесконфликтной дисциплины.
Выпуск № 8 – брошюра «Как разрешить конфликт?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         характеристика конфликтной ситуации;
·         неконструктивные и конструктивные способы разрешения конфликтов.
Выпуск № 9 – брошюра «Детское непослушание» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         причины нарушений поведения детей;
·         советы родителям по осознанию причин непослушания;
·         советы по оптимизации методов воспитания.
Выпуск № 10 – брошюра «Делать уроки …без стресса» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
Брошюра содержит следующую информацию:
·         советы и правила для родителей в организации учебной деятельности ребенка.
III.  Процессуальная часть.

Основные формы работы:
Групповые и индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях  и круглых столах, семинары для родителей, лекции, презентации.

Основные методы и приемы работы:
·         Словесные (объяснение, беседа, пояснение)
·         Наглядные (показ, образец способа действия, методические пособия)
IV.  Заключение.

В нашем обществе существует дефицит психологичес­ких знаний, слабо развита психологическая культура, предпо­лагающая интерес к другому человеку, уважение особеннос­тей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однооб­разными сведениями о психологических особенностях сво­их воспитанников, учеников. В педагогических коллективах часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и не­желание прислушаться друг к другу, понять, простить, ус­тупить, посочувствовать и пр.
 Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребен­ку нередко не знают его и не могут его понять. В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.
Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача -  повы­шать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Разработанные на основе изучения и анализа многочисленной психологической и педагогической литературы методические рекомендации могут использоваться педагогами – психологами образовательных учреждений в просветительской работе с родителями с целью профилактики нарушений детско – родительских отношений и повышения психолого – педагогической грамотности родителей.
 Информация, содержащаяся в буклетах и брошюрах серии «Заботливому родителю», будет полезной для педагогов – психологов в консультативной работе с родителями.
Кроме того, представленные методические разработки могут широко использовать  в своей педагогической и воспитательной деятельности классные руководители и воспитатели образовательных учреждений. А главное, все мы, независимо от своей принадлежности к той или иной профессиональной деятельности и социальному слою общества, религиозной конфессии являемся РОДИТЕЛЯМИ.
Литература.


1.             Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238 с, ил.
2.             Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог»./ М.: Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2003 – 2007.
3.             Методическая газета для родителей «Родительская газета»./ М.: Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2003 – 2005.
4.             Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
5.             Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
6.             Розенблюм М.Р. Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе/М.Р. Розенблюм. М.: ЧеРо, 2007. 352 с, ил.
7.             Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2005. – 244 с.
8.             Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. /В.Б.Шапарь – Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. – 432 с. (Психологический факультет).
9.             Эйдимиллер Э.Г., Добряков И.В., НикольскаяИ.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. Пособ. Для врачей и психологов. Изд. 2 –е, испр. И доп. – СПб.: Речь, 2006, 352 с., илл.
10.         Энциклопедия домашнего психолога. Автор – составитель Нагоркина О.В. /М.: Изд – во «ОЛМА  - ПРЕСС», 2000. - 540 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий